5-7 июня 2018 года, второй год подряд, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения провела Всероссийский водный конгресс – мероприятие, посвященное обсуждению направлений модернизации водного хозяйства России и всех отраслей водопользования с учетом современных экологических требований, потребностей в новых технологиях, моделях управления и финансирования.

Мероприятие проходило при поддержке специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, а также заместителя Председателя Правительства Александра Хлопонина.

Сергей Семенов, директор по развитию ООО «Морстройтехнология», принял участие в конгрессе и вошел в состав жюри «инфраструктурного тест-драйва» в отношении объектов портовой инфраструктуры.

«Инфраструктурный тест-драйв» – это интерактивное мероприятие с целью публичной презентации и оценки инвестиционной привлекательности перспективных проектов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Формат «тест-драйва» предполагает выступление инициатора инвестиционного проекта с рассказом о проекте. После этого жюри, подобранное из числа отраслевых экспертов и представителей банков, оценивает проект по ряду критериев: маркетинговой обоснованности, эксплуатационной эффективности, инвестиционной привлекательности, проработанности правовой модели, распределения рисков и др.

Такая оценка проекта с последующим обсуждением его сильных и слабых сторон позволяет проанализировать как перспективы конкретного рассматриваемого проекта, так и понять общую проблематику реализации инвестиционных проектов по механизму ГЧП в портовой отрасли.

В фокусе внимания «инфраструктурного тест-драйва», прошедшего в рамках Водного конгресса, оказался проект создания глубоководного района порта Архангельск. Эксперты высоко оценили проект по таким показателям, как инвестиционная привлекательность, распределение рисков, эксплуатационная эффективность и маркетинг.

Обсуждение проекта шло с участием представителя агентства Росморречфлот, «ВТБ Капитал» и других финансовых институтов.

В настоящее время сторона, намеренная инвестировать в строительство портового терминала, заключает инвестиционное соглашение с ФГУП «Росморпорт». Однако данное соглашение не является для сторон обязывающим. Поэтому возможна ситуация, когда, например, береговая инфраструктура будет построена, а необходимое дноуглубление не будет выполнено, или наоборот. Таким образом, обе стороны по соглашению несут риски.

Снизить их может применение концессионной схемы с грамотным структурированием сделки. Обе стороны концессионного соглашения – концессионер и концедент – имеют четко прописанные права и обязанности, что позволяет снизить риски для инвестора. Такая схема более понятна для банков и делает более вероятным получение финансирования по проекту.