30 октября в Ростове-на-Дону прошла конференция «Речные перевозки России 2018», организованная компанией «Вива Консалт». Это одно из немногих в нашей стране мероприятий, где у работников отрасли есть возможность обменяться мнениями и пообщаться.

В программе были затронуты все самые важные вопросы развития отрасли. Большое внимание было уделено проблеме старения и выбывания флота. Обсуждались новые проекты и перспективы строительства судов. Как правило, каждый судовладелец делает собственные прогнозы. Интерес слушателей вызвал динамично развивающийся сегмент – перевозки зерна, в том числе на таких сложных направлениях, как Иран.
Александр Головизнин, директор по направлению аналитика и логистика Морстройтехнологии, стал модератором и докладчиком первой секции мероприятия.
В последнее время в отраслевых СМИ часто можно услышать такой термин – «переориентация грузопотоков». Из зарубежных портов в российские, или с автомобильного на речной транспорт. Еще используется слово «переключение». Как будто есть такая кнопка, рычаг. Ставится задача всеми силами привлечь грузы на речной транспорт, определяется, как это сделать. Перевозка по реке становистя самоцелью.
Но выбор вида транспорта – это только способ решения задачи. А задачей является доставить груз из точки А в точку Б в нужные сроки и за приемлемые деньги. Если какой-то из этих параметров неудовлетворителен, груз уйдет на другой транспорт.
Значит ли это, что не нужно развивать речные перевозки? Нет. Просто мероприятия по развитию инфраструктуры должны быть привязаны к спросу на перевозки, к грузопотокам, производствам и потребителям.
Есть много ситуаций, где речной транспорт конкурентоспособен, а иногда и просто незаменим. Это, например, завоз в арктические регионы, доставка проектных грузов, экспорт в страны Каспийского региона.
Главное – чтобы ожидания от речной отрасли соответствовали реальности. Условия речных перевозок в России отличаются, например, от ситуации в Евросоюзе или Китае. По Рейну ежегодно перевозится 200-300 млн тонн грузов, а по внутренним водным путям Российской Федерации – около 120 млн тонн в год. Но это разные грузы, направления, потребители. Нельзя механически перенести европейскую практику и результаты на российскую почву.
Презентацию к докладу можно посмотреть здесь.