Рост объемов инвестиций в портовые терминалы и их инфраструктуру предъявляет особые требования к качеству технологического проектирования контейнерных терминалов. Глобализация морской индустрии и расширение международного сотрудничества заставляют все шире использовать мировой опыт, полагаться на новый инструментарий проектирования.

Наиболее эффективными среди них оказались средства имитационного моделирования, применяемые в Морстройтехнологии для обоснования технологических решений.

Имитационное моделирование является мощным средством анализа объектов. Но часто в практике проектирования необходимо получать результаты более простым путем.

Постперестроечный период характеризовался определенным спадом в развитии российской прикладной науки, в том числе в научно-исследовательском обосновании проектных решений морских портов.

Нормативная база для проектирования тридцатилетней давности устарела и подчас не только бесполезна, но вредна для применения в современных проектах портовых технологических комплексов. К сожалению, современные требования к проектированию все чаще входят в конфликт с требованиями государственных экспертных органов, опирающихся на отсталую нормативную базу.

0 из собственных средств финансирует научно-исследовательские работы в целях создания эффективных и наукоемких инструментов технологического проектирования. Ведущие специалисты-технологи компании, работающие в этом направлении – руководитель направления д.т.н. А.Л. Кузнецов, к.т.н. В.А. Погодин, И.В. Серова, Я.Б. Спасский – опубликовали совместно более 50 статей в различных профессиональных изданиях в стране и за рубежом, участвовали в работе многих российских и международных конференций.

В настоящее время НИР ведутся по следующим направлениям:

  • имитационное моделирование для исследования влияния внешних факторов на проектные технологические параметры портового терминала и его элементов;
  • имитационное моделирование для обоснования практических методик расчета технологических показателей терминалов;
  • создание экспертной системы принятия решений при технологическом проектировании в рамках различных программных платформ;
  • внедрение методик в практику проектирования в виде стандартов предприятия в рамках развития системы качества предприятия.

Согласно стратегии развития методов технологического проектирования, предложенной А.Л. Кузнецовым, создается программно-методический комплекс для анализа терминала методами направленной генерации сценариев. В качестве первого этапа разработаны и проходят опытную эксплуатацию программные средства оценки поведения портовых складов, очень скудно представленные в действующей нормативной документации.

Основой метода генерации сценариев является формирование различных вариантов расписания обработки судов, которые генерируются автоматически или вручную на основе исходных данных проекта, заданных электронными таблицами. Это позволяет автоматически рассчитать количество судозаходов, реализующих заданный или подбираемый грузопоток, и предложить разработчику сформировать тот или иной вариант расписания судозаходов в рамках выбранного временного модуля (неделя, месяц или иной срок).

Профиль работы наземного грузового фронта в общем виде задается указанием неравномерностей по месяцам, неделям, дням недели и отдельным временным окнам. При этом остается возможность внесения любых локальных возмущений, что позволяет оценить их влияние на выходные параметры проекта.

Задание этих величин позволяет получить кривые прибытия и убытия грузов по вариантам сценария.

Далее может быть задан либо средний срок хранения, что позволяет по специальному алгоритму оценить требуемую вместимость склада, либо вмести мость, по которой определяется допустимый срок хранения. Это соответствует решению прямой или обратной задачи технологического проектирования.

На основании составленного плана экспериментов многократное повторение расчетов на компьютерных моделях формирует статистически достоверную базу для экспертных оценок показателей.

Созданные программные средства соответствуют самым современным требованиям к технологическому проектированию, и по ряду показателей не имеют аналогов.

Параметры формирования и расформирования судовых партийПараметры формирования и расформирования судовых партий

Очередь судов на рейде

Очередь судов на рейде

Занятость причальных стенок

Занятость причальных стенок

Элементы модели контейнерного терминала

 Неравномерность подхода судов

Зависимость времени обработки от размера судна

Зависимость объема склада

Динамика интенсивности наземного транспорта на въезде и выезде

Распределение загрузки склада

Частота загрузки склада