Моделирование грузопотоков

Методика моделирования грузопотоков появилась в ответ на повторяющиеся в рамках разных проектов задачи по выбору оптимальных транспортных схем. Со временем моделирование грузопотоков превратилось в самостоятельный и очень результативный аналитический инструмент, который позволяет:
  • определить оптимальные транспортные схемы для поставки сырья или отгрузок готовой продукции;
  • оценить конкурентоспособность терминала, перевалочной базы;
  • оценить целесообразность строительства новых терминалов;
  • определить чувствительность транспортных схем к изменению тарифов;
  • определить приоритетность схем (речных, железнодорожных, комбинированных река-море).

При моделировании сравниваются различные транспортные схемы между заданными точками отгрузки и точками назначения. При этом можно:

  • сравнить между собой схемы с различными маршрутами (т.е., например, доставку через морской порт Мурманск, через речной порт Лабытнанги или автомобильным транспортом);
  • учесть различия в стоимости и характеристиках инфраструктуры различных операторов в рамках одного маршрута (например, две стивидорных компании в одном порту дают разную стоимость перевалки, но у одной из них причалы позволяют принимать более крупные суда);
  • сравнить между собой варианты транспортных схем с промежуточным хранением (накоплением) на складе и без него;
  • рассмотреть возможность приобретения собственного подвижного состава или использования арендованного и т.д.
Все транспортные схемы сравниваются по набору характеристик, которые могут быть ранжированы по степени значимости для того или иного проекта:
  • стоимость;
  • сроки;
  • риски.
Могут учитываются различные виды рисков (перечень рисков сокращается или расширяется в зависимости от задач проекта):
  • инфраструктурные ограничения;
  • ограничения, связанные со сложными климатическими условиями (например, ограничение погрузо-разгрузочных работ при сложном ветро-волновом режиме);
  • риски, связанные с конкуренцией за транспортную инфраструктуру.
Пример 1. Оценка конкурентоспособности морского портового терминала (переориентация существующего терминала под новые виды грузов)
Перед Морстройтехнологией была поставлена задача оценить конкурентоспособность СУЩЕСТВУЮЩЕГО терминала, но для НОВОГО вида груза.
Для нескольких новых интересных для Заказчика видов грузов были выделены:
  • основные точки отгрузки этих новых грузов (охватывающие более 80% всего российского экспорта);
  • два альтернативных направления экспорта (северная и южная Европа);
  • альтернативные речные маршруты.

Все варианты транспортных схем с новыми видами грузов сравнивались со схемой через терминал Заказчика.

Таким образом, для каждого потенциального грузовладельца были определены наиболее выгодные направления выбранного груза с использованием инструмента нетбеков.
Оказалось, что некоторым грузовладельцам вариант транспортной схемы с рассматриваемым терминалом заведомо невыгоден, поэтому не имеет смысла проводить с ними переговоры.
Для других грузовладельцев схема с использованием этого терминала была сопоставима по стоимости с альтернативными направлениями, поэтому были определены размеры ценовой скидки, которые были бы достаточны, чтобы привлечь этих грузовладельцев.
Для ряда грузовладельцев в летний период, с открытием речной навигации, открывается наиболее дешевый канал экспорта, но зимой эти грузопотоки необходимо перенаправить в морские порты. Моделирование позволило определить оптимальное ценовое предложение портового терминала заказчика для разных сезонов.
Это вооружило владельца терминала аргументами для определения позиции на переговорах (не давать скидку больше необходимого), и позволило привлечь нового грузовладельца (предложив ему вариант дешевле текущего).
Таким образом, проведённая работа позволила адресно и более аргументировано проводить переговоры для привлечения на существующий терминал новых видов грузов.


Пример 2. Разработка логистической стратегии освоения месторождения
Для освоения месторождения за короткое время необходимо было доставить относительно небольшой объем (до 250 тыс. т в год) очень широкой номенклатуры грузов. География поставщиков включала как многочисленные российские регионы, так и точки отгрузки за рубежом.
При моделировании грузопотоков были определены основные точки отгрузки и возможные маршруты доставки (через морские и речные порты, сухопутным и воздушным транспортом) и для них рассчитаны затраты на транспортировку и хранение. Отдельно были также оценены возможности инфраструктуры на этих маршрутах и риски, характеризующие транспортные схемы. Так, одним из важнейших ограничений является сезонность работы различных видов транспорта в условиях Крайнего Севера.
Моделирование позволило:
  • выделить оптимальные транспортные схемы и понять, в каких точках (портах) целесообразно арендовать или приобретать активы, а с какими терминалами заключать договора на перевалку как запасной вариант для снижения рисков;
  • определить позицию на переговорах с поставщиками услуг: с кем можно говорить о снижении цены, а где переговоры бесполезны (например, если даже при условии скидки в порту общая стоимость транспортной схемы остается неконкурентоспособной);
  • определить наилучшие транспортные схемы с учетом рисков, сезонности и исходя из необходимости круглогодичного обеспечения завоза грузов – в ряде случаев были выбраны относительно дорогие транспортные схемы, которые при этом требовали меньших вложений в инфраструктуру;
  • выявить чувствительность транспортных схем к возможным изменениям железнодорожных тарифов и выбрать наименее чувствительные.
Более подробно пример методического подхода к разработке логистики для труднодоступных месторождений показан в презентации:

Дополнительные материалы на эту тему:

«Транспортная система ЯНАО» – доклад Софьи Катковой на конференции «Нефть и газ российской Арктики»

"ЯНАО. Вопросы системного транспортного обеспечения" - доклад С.В.Катковой на конференции «Ямал Нефтегаз 2013»

Софья Каткова о методах систематизации задач логистики и практических решениях для создания надежной и устойчивой логистической системы освоения месторождений в Обской Губе

Транспортная система Янао: видовая конкуренция или синергия?

Пример 3. Определение оптимальных транспортных схем с использованием речного транспорта для металлургического комбината.

Целью работы было определение конфигурации оптимальных транспортных схем для доставки сырья и готовой продукции на Выксунский металлургический завод с использованием речного и смешанного (река-море) транспорта. Одновременно требовалось определить возможности участия в этих схемах строящегося терминала в порту Усть-Луга.
Сложность задачи состояла также в том, что различные судовладельцы предлагали различные ставки на простых и комбинированных маршрутах. Разброс ставок фрахта составлял 30-40%.
Моделирование грузопотоков позволило определить:
  • направления, на которых схемы с речным транспортом конкурентоспособны;
  • возможные выгоды от перехода к этим транспортным схемам;
  • допустимый диапазон стоимости перевалки в речных портах, при котором оптимально использовать речные транспортные схемы;
  • возможных судовладельцев для реализации поставленной задачи.
Для анализа грузопотоков разработана модель на базе Excel, которая помогает автоматизировать эти расчеты и наглядно визуализировать их результаты. Примеры визуализации приведены в презентации:

 

 Смотрите также:

Стратегическое планирование

Технологический анализ в области железнодорожных перевозок

Модель оценки влияния портовой деятельности с учетом мультипликативного эффекта